Monday, November 11th, 2013 06:03 pm
11 ноября объявлено Днем энергосбережения. Когда как не в этот день поговорить о БП такой легендарной мащины как КРЕЙ 1 :)

PSDSC00091 Cray-1_s red cables in power supply
Блок питания CRAY 1A, При нажатии левый 12мпикселей.

Как и с первым графическим дисплеем от IBM на фото в рекламном буклете, многие не замечают рядом с "телевизором" целую стойку с внутренностями монитора :( В результате думают, что уже в конце 60х он был практически современного размера. Глядя на фото справа меня в 85 году охватил УЖАС! неужели в штатах в 76 году уже были импульсные блоки питания на 4кВт в таких габаритах! Большой стойки управления и мотор генераторов гады в кадр не включили! Полный пиар :( Но уже в 86 году делая блок питания на 2кВт по "традиционной" (для авионики) схеме узнал, что и они шли таким путём :)



В посте про Доливо-Добровольского началось обсуждение схем выпремления 3х фазного напряжения и расчёт уровня пульсаций, но с некоторыми ошибками ( про схему с уровнем пулсаций 14% было написано 4% без конденсаторов) но вообще, что есть люди которым дороги Миткевич с Ларионовом очень греет душу.
Waveform_fullwave_rectifier3
Зная, что этот крошка Крей жрёт 150 кВт у меня сразу всплыла в голове ТОЭ и рассказы про ЖД транспорт и авиацию - и соответственно 12ти пульсовая схема вместо 6ти пульсовой.

800px-1966._ВЛ_80кTraction_VUK-4000T_of_locomotive_VL80S
и соответственно классическая схема
ВЛ 200px-6parallmostow


Но к сожалению по причине использования 6 штук трансформаторов ТН400 и 6 штук ЛАТР, пришлось обойтись без анодных/катодных реакторов и прочих компенсаций/фильтраций :(
Waveform_fullwave_rectifier6200px-Шесть_мостов
Только в моей схеме было по 6 мостов на каждый ТН400
с 2 конденсаторами ТЕСЛА по 2200 мкф, 0,15Ф в сумме :)

250px-PD2_filtré_avec_RC_=_0,1_sCIUF250px-PD2_filtré_avec_RC_=_0,01_s

Даже при условии, что не было специально обученого генератора частота пульсаций была 600 гц и максимальный ток немного меньше 400А стабилизатор был не нужен, 72 конденсатора обеспечивали идеальное сглаживание. Зато у Крея всё было сделано по уму и  из стандартных компонентов, а не остатков от старой ламповой техники. Они использовали решение обкатаное на IBM System/370 Model 145. Для питания установили два мотор генератора на 150кВт (один в резерве) преобразуещие 460V на входе (по 250Aна фазу) в 208V  400Hz , что давало пульсации 4800 гц и возможность колосально уменьшить габариты конденсаторов и трансформаторах в БП.

cray_mgu_1280img062



Эта система питания была разработана Schott Corp. Из Миниаплиса. В 6 секторах/сидениях крея были установленны 24 штук на 5.2V до 770A и 16 штук на 2V до 305A, во второй половине сидений, были установлены холодильники/теплообменники.

PS CRAY1 5.2schott suppliesx600
Cray1_PSDSC08207
airandspace.si4_Behind_Cray
DSC08209
Монтаж был долгим и нудным, это вам не ПК собрать :))

08_c94_cpu+memCRAY_install

Cray1psDSC08225


PSDSC00093PSDSC00092

Регулирование напряжения осуществляется автотрансформаторами, на шины и регуляторы можно посмотреть в 12 Мп.

PSDSC00095usa_computer_history_museum_cray1_power

В Крее 2 использовалась аналогичная схема питания, только более компактная

CRAY2_PS1CRAY2_PS4
CRAY2_PS2CRAY2_PS3

CRAY2_PS5

Оцените как относятся к сохранению в музеях, даже каждая прокладка для пожключения питания на модуль Крея 2 имеет свой номер.

CRAY 1 Bracket power supplies.Screen shot 2013-11-04 at 17.04.47

Всё это нужно чтоб подать питание на один модуль.

rsoh04rsoh01

Монтаж демонтаж Крея 2

crayworkingYMPEL

Вилки в городскую сеть :)

CRAY_T3E-900_power_connectors


Практически все иллюстрации при нажатии увеличиваются в разумных предела, о десятках мегапикселей вроде везде сделанно предупреждение. К сожалению где блоки питания были, они стояли у стен, с их массой сдвинуть их было не возможно, поэтому не все фото достойны :(. Весь день боролся дать фотрмул из ТОЭ с интегралами или нет. поэтому опрос:[Poll #1942878][Poll #1942878]


Monday, November 11th, 2013 07:42 pm (UTC)
Да, я неточно выразился насчет 4%. Это эффективное значение переменной составляющей после выпрямления. А полный размах от пика до пика - согласен, 14%.

Первая классическая схема на рисунке - она что ли выпрямляет 50 Гц, потом преобразует постоянный ток в 400 Гц и что-то от него запитывает?

Мощная штуковина этот Крей! Я что-то не понял: выглядит так, будто бы все диоды соединены на один выход. Что же получается, и здесь две звезды с уравнительным реактором? А вообще логично, да. Когда напряжения 5 вольт и 2 вольта, хочется, чтобы напряжение падало каждый раз только на одном pn-переходе.

А все-таки диоды не выглядят очень уж мощными. Какой ток один такой модуль дает?
Monday, November 11th, 2013 07:46 pm (UTC)
На 5,2В 770А и на 2 В 305А
Monday, November 11th, 2013 07:54 pm (UTC)
Надо же, внешность обманчива! А ведь те зеленые диоды в фото с электровоза - это В200, на 200 Ампер?
Monday, November 11th, 2013 07:58 pm (UTC)
Для меня 2Д213 был откровением, но с импульсными БП с кондачка проити не вышло на 400А :(
Monday, November 11th, 2013 08:14 pm (UTC)
Да, мощная вещь, только никак не применю - для низких напряжений Шоттки снятые с компьютерных БП поэффективнее получаются.
Tuesday, November 12th, 2013 07:45 am (UTC)
только полный хардкор - MOSFETы и активный выпрямитель !
видел БП на 200Вт работающий от одной ячейки топливного элемента, т.е. от 0.5в/400А, хоровод MOSFETOв вокруг ферритового кольца, где "обмотка" разрезанный по внешней стороне тор сидящий прямо на клемме элемента.
Tuesday, November 12th, 2013 08:04 am (UTC)
Сегодня 12-24 фазы не только в БП но и в двигателях уже не редкость, на хардкор не совсем тянет, и на хэвиметал тоже :) так где-нибудь около рэпа :)
Tuesday, November 12th, 2013 08:06 am (UTC)
а то что питается от 0.5в, а не выдает столько, да еще на приличной мощности ?
Tuesday, November 12th, 2013 09:11 am (UTC)
Сейчас хардкор это интегральные индуктиности и частоты выше пяти мегагерц для БП
Tuesday, November 12th, 2013 09:53 am (UTC)
это просто, испекли и готово :) когда все на плате рядышком на расстоянии в пару мм
а вот теплые ламповые БП .... я делал на 250KHz/400Вт, так все звоны и тянучки не поймал
Tuesday, November 12th, 2013 01:51 pm (UTC)
Не поймал или поймал?
Tuesday, November 12th, 2013 01:56 pm (UTC)
заработало, но продлилось столько что он меня заколебал и интерес пропал, делал с PFC квазирезонантный с ОС по напруге и току, на UCC3825 + 4*IRFP50 что ле ...
Thursday, November 14th, 2013 11:28 am (UTC)
0.5в/400А - это Мама дорогая и MegaHardcore!!!... А топливные элемент случаем тепловой был?
Tuesday, November 12th, 2013 08:01 am (UTC)
кстати дома лежит импульсник, точнее один модуль от какого-то разбраного компа тут в Uni Karlsruhe, на мосте из толстых транзисторах 400в/25А (не помню марку), производства 86-87 года, 5В/200А, 2 ферритовых транса на Е70 кернах, по 2 шоттки диода на каждом, обмотка - виток толстой фольги, дроссель и по 1 кондеру на 10000мкФ/10в.

Для Крея уонечно маловато, но все же ...

неужели он на самом деле жрал 150Квт да почти все в виде 5.2/2в ???
Tuesday, November 12th, 2013 09:09 am (UTC)
Несомненно, одна память в одно мегаслово (72разряда) кушала 80 640Вт
Tuesday, November 12th, 2013 09:53 am (UTC)
ээээээ.... это при 5.2в - ~15кА ... а один модуль БП там на 770А "всего" .... где там место то для 20 таких модулей ?

Хотя там в одном кубике 4 модуля вроде ... но 15-20КВт тепла только от них ... офигеть, не скрою что мне ненмного ясно почему этот динозавр не ожил.
Tuesday, November 12th, 2013 01:48 pm (UTC)
Таких модулей там 36 штук место под них по 6 штук в сидениях
Tuesday, November 12th, 2013 01:54 am (UTC)
Пользователь [livejournal.com profile] simsun сослался на вашу запись в записи «Блоки питания - Месячник КРЕЯ и КРАСНОГО КРЕЯ (Электроника СС БИС) – 6 (http://simsun.livejournal.com/1688183.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Блоки питания - Месячник КРЕЯ и КРАСНОГО КРЕЯ (Электроника СС БИС) – 6 [...]
Tuesday, November 12th, 2013 05:47 am (UTC)
Да, не детские вещи...
Tuesday, November 12th, 2013 06:13 am (UTC)
Почему? Ведь эльфы насоветовали :)
Tuesday, November 12th, 2013 06:21 am (UTC)
креевцам? :)))
Tuesday, November 12th, 2013 06:28 am (UTC)
Нет. Только Сеймуру

"Эй, не используй того чему меньше 10 лет успешной эксплуатации, не используй"
Tuesday, November 12th, 2013 06:36 am (UTC)
а как же эти... как их... инновации?
Tuesday, November 12th, 2013 06:44 am (UTC)
А на хрена? Что в CDC, что в Крее как Сеймур за иновации, так финансовый провал. Эльфы другу плохого не насоветуют :) так только постороних запутают забавы для.
Tuesday, November 12th, 2013 07:21 am (UTC)
Да, трёхфазка - сила!, фото оч интересные!
когда ЕС1033 разбирали - удивлялся небольшой ёмкости кондёров в стабилизаторах (УВИПы импульсные на КТ808(?) уже позже пошли вроде)
(deleted comment)
Wednesday, November 13th, 2013 04:18 am (UTC)
А почему? С чем он не стыкуется?
(deleted comment)
Sunday, December 22nd, 2013 07:57 am (UTC)
Cray-1 это около 200 тысяч транзисторов, мегаслово 64битной памяти, 80МГц.
Sunday, December 22nd, 2013 10:59 am (UTC)
200 тысяч микросхем, а не транзисторов, даже в 1А под милиард транзисторов, а в 1S уже под два, память и до четырёх мегаслов, а в 70х частота 80 МГц просто круто
Thursday, November 14th, 2013 02:51 pm (UTC)
Но ведь очень эффективная экономия на кондерах ;)))))
Wednesday, November 13th, 2013 05:56 am (UTC)
Я на одной свалке обнаружил очень интересную вещь. Блок питания, правда для ламповой схемы, в которой роль конденсаторов выполняли свинцовые аккумуляторы. 3-х фазную сеть выпрямляли с небольшим повышением и подавали через регулируемый источник тока на аккумуляторы. А уж с них родимых снимали постоянное напряжение. Вес блока копейки, если не считать аккумуляторов и трансфрматоров. ;-))) Пульсации, как я понимаю, в такой схеме копеечные.

Гораздо интереснее было сделать понижающий микромощный преобразователь с почти нулевыми пульсациями с КПД>90%. Хитрая штучка.
Saturday, December 21st, 2013 11:08 pm (UTC)
крайне сумбурный пост.
Monday, December 23rd, 2013 02:52 pm (UTC)
Пользователь [livejournal.com profile] royal_party сослался на вашу запись в записи «Блоки питания - Месячник КРЕЯ и КРАСНОГО КРЕЯ (Электроника СС БИС) – 6 (http://royal-party.livejournal.com/469899.html)» в контексте: [...] нал взят у в Блоки питания - Месячник КРЕЯ и КРАСНОГО КРЕЯ (Электроника СС БИС) – 6 [...]
Monday, January 6th, 2014 11:24 pm (UTC)
Должен признать, написавший оригинально опубликовал!